Как внедрялась аэрофотосъемка в СССР Зарождение аэрофотосъемки в СССР. Вклад Михаила Дмитриевича Бонч-Бруевича в развитие индустрии.

Как внедрялась аэрофотосъемка в СССР

Воздушная разведка с фотоаппаратом

Во время войны 1914-1918 гг. к штабу каждой армии, действовавшей на фронтах, были прикреплены 2 авиационных отделения. Это было сделано в целях разведки о противнике: его сил, расположении и движении. На вооружении этих отделений состояли довольно примитивно сконструированные самолеты, но в некоторых отделениях имелись аэрофотоаппараты Потте и принадлежности для проявления негативов и печати. Эти камеры изобрел русский военный инженер, полковник Владимир Потте. От прочих фотокамер она отличалась тем, что при работе с ней было необходимо обеспечить высокую точность измерения при дешифровке снимков необходимости обеспечения высокой точности измерений на местности при дешифровке снимков, и при этом геометрическое искажение изображения было минимальным.

По мере развития военных действий, летчикам стали поручать не только визуальную разведку с самолета, но и потребовали, чтобы важнейшие объекты разведки подтверждались фотографиями, сделанными фотоаппаратом Потте. Конечно, такие аэрофотоснимки (контактные отпечатки) не были четкими, как у современных аэрофотоаппаратов, но все-таки на них отображались как военные объекты (войска, артиллерийские орудия, укрепления, окопы), так и сама местность (селения, леса, овраги, а иногда тени и выдающиеся формы рельефа местности).

 

Бонч-Бруевич и аэрофотосъемка в геодезии

 

Михаил Дмитриевич Бонч-Бруевич, генерал-майор Российской императорской армии и генерал-лейтенант Красной армии, являлся участником Первой мировой и гражданской войн. Также он был выдающимся геодезистом и доктором военных и технических наук.

Михаил Дмитриевич Бонч-Бруевич фото

Как раз во время Первой мировой войны М.Д. Бонч-Бруевич работал в качестве генерал—квартирмейстера и начальника штаба в штабах двух армий, Северо—Западного и Северного фронтов. Пользуясь аэрофотоснимками в чисто военных целях, как геодезист, он не мог не заметить, что фотосъемка с воздуха, может принести немалую пользу делу составления планов и карт.

С этими мыслями Бонч-Бруевич вернулся с войны и, по поручению Ленина, в марте 1919 года приступил к формированию Высшего геодезического управления (ВГУ). В том же году началось постепенное развитие геодезических работ ВГУ.

К 1923 г. ВГУ охватило своими округами всю Европейскую и Средне—Азиатскую часть государства и в значительной мере Сибирь. Наступило время осуществить идею внедрения аэрофотосъемки в цикл геодезических съемок ВГУ.

Пионерами аэрофотосъемки в отделе геодезии в то время были Н.М. Алекса- польский, В.С. Цвет—Колядинский, П.П. Соколов, Д.А. Сольский.

Выяснилось, что аэрофотосъемка очень актуальна для нужд народного хозяйства: устройства городов, землеустройства, лесоустройства, для сухопутных и речных сообщений, горнорудного дела, геологических разведок. А еще стало очевидным, что аэрофотосъемка может значительно ускорить процесс съемок общей территории государства и, как результат, помочь отечественной картографии.

В 1924 году в результате переговоров с Высшим Советом Народного Хозяйства (ВСНХ) и с обществом «Добролет», было согласовано:

-При президиуме ВСНХ учреждается государственное техническое бюро «Аэрофотосъемка»; общество «Добролет» дает бюро самолеты и прочее оборудование, получая право заключать договоры на аэрофотосъемочные работы, которые исполняет бюро «Аэрофотосъемка», и оплачивать личный состав.

-Задачей бюро «Аэрофотосъемка» стоит исполнение аэрофотосъемочных работ для нужд народного хозяйства по заказам учреждений.

К сожалению, в задачу бюро не вошло ускорение комплексных съемок территории государства и участие в ее картографировании. В какой-то мере этот пробел выполнял корпус военных топографов, который вел аэрофотосъемочные работы для потребностей Красной Армии.

В 1924-1925 гг. в распоряжении бюро было весьма скромное техническое оборудование: самолет «Румплер», деревянный, да еще довольно изношенный, и один аэрофотоаппарат Потте — без установки, т.е. для работ с рук, через борт. Трансформирование аэрофотоснимков предполагалось сначала вести вручную, геометрически. Вскоре был сооружен механический трансформатор системы П.П.Соколова.

 

Аэрофотосъемка в народном хозяйстве

Благодаря рекламе со стороны «Добролета», начали поступать предложения на более крупные аэрофотосъемочные работы от лесного ведомства, землеустройства, городских управлений. Это дало толчок к тому, что «Добролет» в своем ежегодном собрании 1924 г. выделил значительные суммы на техническое оборудование бюро, и вместе с тем удалось получить через ВСНХ необходимые лицензии для получения предметов оборудования из-за границы. Заказы эти были выполнены очень быстро, так что к весне 1925 г. бюро уже начало аэрофотосъемку крупных районов.

В посылке было получено: два аэрофотоаппарата «Kodak», два трансформатора «Люфт-бильд», трансформатор Руссиля, несколько комплектов полного оборудования рабочей и испытательной фотолаборатории, аэропленка, фотобумага и другие материалы. Прибыли из-за границы два самолета «Дорнье—Комета II» с вместительными кабинами; водителями этих самолетов были назначены летчики К.Е.Дедущенко и М.С.Бабушкин, которые впоследствии погибли при полетах для аэрофотосъемки.

аэрофотосъемка история

По мере выполнения работ, репутация аэрофотосъемки в хозяйственном строительстве СССР стала быстро расти. Аэрофотосъемочные партии бюро «Аэрофотосъемка» исполняли работы: по аэрофотосъемке городов, участков хлопковых и рисовых плантаций в Туркестане с их оросительной системой; многих участков реки Волги, в том числе и ее устьев; лесных массивов, горных районов Туркестана и Кавказа, Московской сельскохозяйственной выставки; мест обитания тюленей и моржей в северных морях итп. Во всех этих работах устанавливалась прочная связь с соответствующими отраслями народного хозяйства, поэтому аэрофотосъемка не являлась чем-то независимым, а имела лишь одно назначение — обслуживание потребностей народного хозяйства.

В начале 30—х годов общество «Добролет» завершило свое существование. Вместо него появилось Главное управление гражданского воздушного флота, а государственное техническое бюро «Аэрофотосъемка» лишилось своей материальной базы.

В результате этого произошло отделение аэрофотосъемки от народного хозяйства. Вскоре ВГУ, претерпев ряд преобразований, включило в себя аэрофотосъемку.

Продолжение следует. upd: Так же можете посмотреть другие статьи на тему истории в нашем блоге.

О зарождении аэрофотосъемки в России:

https://aero-movie.ru/blog/istoriya-aerofotosemki-v-rossii/

Применение аэрофотосъемки во время Первой мировой:

https://aero-movie.ru/blog/aerofotosemka-v-pervoj-mirovoj-vojne/



Хотите работать с нами? 05

Заполните форму заказа или закажите обратный звонок. Мы свяжемся с вами в течение 5 минут.

img

Оставьте свой номер и специалист вас проконсультирует





Обработка персональных данных осуществляется согласно ФЗ-РФ от 27 июля 2006 г. №152 ФЗ.