История аэрофотосъемки в России Статья о истории аэрофотосъемки в России. От первого полета в 1886 году до космонавта Алексея Леонова.

История аэрофотосъемки в России

 

«Недалеко то время, когда будет казаться странным, как могли так долго обходиться без воздушных снимков», —  писал член Русского технического общества Л.М.Звягинцев в 1887 г. И ведь как в воду глядел! 😉

Аэрофотосъемка Петербург 1915

фотография с сайта pastvu.com

Первые воздушные снимки в Российской империи

Первый в России аэрофотоснимок сделал поручик Александр Кованько в мае 1886 г., пролетая на воздушном шаре над Петербургом.

В то же время начался активный поиск новейших технических средств для аэрофотографирования. Так в России появился панорамограф — многообъективная камера. Разработал ее русский инженер Р.Ю.Тиле, работавший в министерстве путей сообщения. Чтобы предохранить аппарат от самопроизвольного вращения, инженер задействовал обычный флюгер. Разработанный Тиле паномограф считался в то время лучшим в мире, и успешно продавался и копировался в ряде других стран.

Несмотря на развитие аэрофотосъемки, серьезно заинтересовано в ее развитии на тот момент было лишь военное ведомство.

По найденным исследователями документам, уже в 1910 году наши соотечественники, лейтенант Дыбовский и Гельгар, проводили аэрофотосъёмку с самолёта.

В первом номере журнала «Вестник воздухоплавания» издают статью о том, что поручик В. Гельгар 3 января 1911 г. сделал доклад в присутствии великого князя Александра Михайловича и высших военных чинов, и продемонстрировал снимки с аэроплана, сделанные аппаратом «Разведчик» модели «Г.2- воздухоплавательный». Интересная деталь, — на снимках этой камерой кроме высоты полета и угла наклона оптической оси регистрировалось время и положение стрелки компаса.

Практически в течение всей первой мировой войны авиация занималась в основном аэрофотографированием в целях разведки. Именно поэтому первый отечественный автоматический пленочный аэрофотоаппарат был создан подполковником русской армии М.В. Потте.

 

«Добролет» — первый воздушный флот в России

В апреле 1923 г. Совет народных комиссаров утвердил устав нового акционерного общества, параграф 1 которого гласил: «…учреждается Акционерное общество «Российское общество Добровольного воздушного флота — «Добролет» …для перевозки пассажиров, почты, грузов, производства аэрофотосъемки и иных отраслей воздушного флота».

Добровольный воздушный флот Добролет акции

Одновременно с этим военный летчик В.С.Цвет—Колядинский подает первый проект организации аэросъемочного дела в составе «Добролета».

В марте 1923 г. начальник Высшего геодезического управления (ВГУ) М.Д. Бонч-Бруевич был назначен политическим комиссаром аэросъемок, которые проводили в нашей стране по договору совета народного хозяйства с немецкой фирмой «Юнкере».

Так уж вышло, что деятельность М.Д. Бонч-Бруевича по налаживанию аэросъемочного дела в составе ВГУ в связи с этим поручением продолжалась лишь несколько месяцев.

С 1 марта 1924 г. Бонч-Бруевич зачислен на новую должность начальника отдела аэросъемки акционерного общества «Добролет». Благодаря своей неуемной энергии на средства акционерного общества он довольно быстро приобретает за границей необходимое оборудование — от самолетов до химикалий. Но тут появляется новое препятствие. Оказалось, что акционерные общества не имеют права заниматься аэросъемкой в коммерческих целях, таким правом обладают только государственные организации. Поэтому 1924 г. и 1925 г. Отдел аэросъемки занимался лишь опытными работами над лесами.

Небольшая формальность — переименование «отдела аэросъемки» в «государственное техническое бюро «Аэросъемка» при ВСНХ в сентября 1925 г., позволила Бонч-Бруевичу получить право вести свои работы на коммерческой основе.

 

Наши в Америке

В те же годы быстро развивается и завоевывает повсеместное признание американская фирма «Fairchild». Выпустив в начале 1920-х годов удачную аэрокамеру, фирма становится, фактически, монополистом по изготовлению АФА в США. Руководитель фирмы Шерман Ферчайдц, непрерывно совершенствующий свою продукцию, в 1924 г приходит к выводу, что основная проблема развития аэрофотосъемки заключается не в камере, а в самолете—носителе. Встретив трудности при попытке создания нового самолета на американских самолетостроительных фирмах, Ферчайдц решает строить такие самолеты самостоятельно и обращается с просьбой сделать такой самолет к Игорю Сикорскому, который только что приехал в США. Очень быстро этот самолет,буквально, с помощью ручной дрели и ножовки был собран руками российского мастера.

 

Аэросъёмка в геодезии и космонавтике

Весной 1929 г. в системе государственной картографо- геодезической службы, создается исследовательское подразделение — ленинградское отделение Государственного института геодезии и картографии. В 1931 г. в Ленинградском институте аэросъемки началась деятельность известнейшего оптика, лауреата Ленинской премии, Михаила Михайловича Русинова. В тесном контакте с институтом создавал свою многообъективную камеру и другой наш ленинский лауреат — Федор Васильевич Дробышев.

В марте 1965 г. наш соотечественник воздвиг еще один русский этаж в здании общемировых достижений аэросъемки: Алексей Архипович Леонов впервые в мире сделал фотографии, находясь в открытом космическом пространстве.

Алексей Леонов 1965

Такими были первые «русские шаги» в истории аэрофотосъемки. Продолжение следует.

p.s. Так же читайте статью на тему «Применение аэрофотосъемки в Первой мировой войне»

 

 



Хотите работать с нами? 05

Заполните форму заказа или закажите обратный звонок. Мы свяжемся с вами в течение 5 минут.

img

Оставьте свой номер и специалист вас проконсультирует





Обработка персональных данных осуществляется согласно ФЗ-РФ от 27 июля 2006 г. №152 ФЗ.